Прокатные автомобили давно стали проблемой как для обычных водителей, так и для ГИБДД. ДТП с каршеринговыми машинами — это почти всегда пострадавшие и жертвы, они не только портят статистику ведомства по авариям, но и усложняют и без того непростую дорожную ситуацию каждый день.
Катайся, кто хочет
Главная проблема каршеринговых автомобилей, от которой и агрегаторы, и простые водители на дорогах пытались отгородиться сразу, не ушла даже спустя пять лет после запуска этого сервиса в России. Количество клиентов каршеринга неуклонно растёт, и вместе с этим ростом, к несчастью, увеличивается количество неадекватных водителей. Не секрет, что каршерингом (в числе прочих) пользуются и те, кто совсем недавно получил права. У многих каршерингов порог доступа — стаж от одного года.
"Чужую не жалко" — примерно так к автомобилю относится большинство пользователей каршеринга. Как следствие — смертельные столкновения с другими автомобилями либо из-за превышения скорости, либо по незнанию простейших правил дорожного движения. В декабре 2018 года пьяный водитель каршеринга устроил массовое ДТП в центре Петербурге. Из-за того, что каршеринговый Kia влетел в автомобили на светофоре на скорости 108 километров в час, погиб 18-летний чемпион России по картингу Никита Сапежко. Спустя год после задержания и начала следствия водителя приговорили к шести годам и штрафу, однако родителей погибшего это вряд ли успокоит.
Фото © Агентство городских новостей "Москва"
Проблему с доступом неадекватных клиентов каршеринга к машинам пытались решить несколько раз. На законодательном уровне планировалось даже внедрение специальных датчиков, которые не будут пускать за руль пьяных, но воз, как говорится, и ныне там. Каршеринговые автомобили как легально, так и с помощью поддельных аккаунтов продолжают использоваться неизвестными с различной целью. И хотя МВД всерьёз взялось за решение вопроса с утечкой персональных данных, уникальные происшествия продолжают случаться. Так, одному из жителей Москвы каршеринговая компания выставила счёт в 250 тыс. рублей за ДТП, которого он не совершал.
Кроме того, мужчина из Москвы вообще никогда не пользовался каршерингом, а его фотографию и паспортные данные злоумышленники использовали с целью регистрации в системе каршеринга и дальнейшего использования автомобилей. Сразу же на ум приходит ещё одна сравнительно недавняя авария с каршерингом в Петербурге, когда автомобиль, ехавший с превышением скорости, перевернул машину скорой помощи. Юрист и специалист по защите прав автомобилистов Виктор Боровчуков отмечает, что закрывать брешь в системе безопасности каршеринги не торопятся по одной простой причине — это очень дорого.
Каршеринг — это коммерческая структура. Им важно, чтобы машины как можно больше ездили и как можно больше приносили денег. Кто именно за это платит — неважно. Клиент в пользовательском соглашении даёт согласие на обработку данных и их изучение. Если данные паспорта и карты куда-то там "утекают", это уже никого не волнует. Если есть какие-то претензии, сразу спрашивают: "Это ваша подпись на соглашении?" И дело заканчивается, так и не начавшись. Решить проблему безопасности данных — это десяток миллионов долларов (примерно). Тратить такие деньги никто не хочет
Виктор Боровчуков
Автоюрист
Тормоз за рулём
Управление каршеринговым автомобилем в городе — это своего рода искусство. Вовремя набрать скорость, вовремя перестроиться, вовремя уйти от столкновения — все эти приёмы приходят к водителям исключительно с опытом. Учитывая портрет начинающего "каршеровода" стоит отметить, что даже небольшие ДТП (к примеру, в пределах Третьего транспортного кольца в Москве и КАД в Петербурге) могут спровоцировать огромную пробку, стоять в которой придётся пару часов.
Фото © Агентство городских новостей "Москва"
Автогонщик Олег Чернышёв объясняет, что большая часть начинающих водителей теряются в стрессовой ситуации и допускают аварию вместо того, чтобы быстро найти решение.
Корни этой проблемы сразу в нескольких местах. Во-первых, нет понимания собственности автомобиля. Он же застрахован? Застрахован. Ну и, значит, можно допускать наезды. Это ошибочная тактика, к которой большую часть водителей приучает незнание законов и неумение управлять машиной по правилам. Во-вторых, незнание законов трафика. К примеру, ограничение в городе 60, но поток чаще всего едет быстрее. Я не раз наблюдал, как в Москве каршеринговая машина двигается посередине, иной раз ровно посередине двух полос. Её все вынуждены обгонять, а это и нарушение правил, и потенциально крупная авария, в которой 3–4 машины могут собраться
Олег Чернышёв
Автогонщик
Городской транспорт, который всех бесит
Количество активных пользователей каршеринга в России уже превысило 1 млн человек. Пропорционально увеличению водителей растут и проблемы, связанные с использованием этого транспорта. С одной стороны, каршеринговые компании покупают всё больше автомобилей и стараются повышать качество обслуживания, а с другой стороны — начинают возмущаться обычные водители. Главная проблема столицы — парковки. Их много, они хорошо обустроены, и цены на них вполне адекватные, однако для каршеринга стоянку сделали бесплатной даже в центре.
Увеличение парка каршеринговых машин заметили и в простых дворах спальных районов Москвы. К примеру, в Замоскворечье большая часть дворов серьёзно загружена каршеринговыми автомобилями. И всё бы ничего, но во дворах такие машины бросают как попало. После этого возникают трудности не только с парковкой автомобилей местных жителей, но с проездом спецтранспорта — машин скорой помощи и пожарных. И никакого специального правила для парковки машин нет — в пользовательском соглашении ведущих операторов такого транспорта нет ни слова о том, что нужно парковать машину так, чтобы не мешать другим людям.
Фото © ТАСС/Сергей Савостьянов
Юрист Борис Климов пояснил, что законодательно утвердить такие условия можно, но потребуется провести серьёзную работу.
Как и в любом законе, важна трактовка. Кто и как должен и будет определять, правильно ли запаркован автомобиль. Какая парковка считается допустимой, нормальной, а какая — нет. По каким критериям нужно наказывать операторов и пользователей каршеринга, как этот механизм, в конце концов, будет работать. Вот когда будет понимание этого вопроса, тогда можно браться за регулирование
Борис Климов
Юрист
С точки зрения добросовестного потребителя каршеринг прекрасен, и тут не поспоришь — машин много, все они новые, комфортные и недорогие. С точки зрения злоумышленника каршеринг это тоже подарок судьбы — купил в Интернете профиль, вошёл в учётную запись и поехал по своим тёмным делам. А вся ответственность будет лежать на человеке, который в этот момент может находиться вообще в другой стране (такие прецеденты уже случались не раз). Потом можно бросить машину где попало (даже с трупом в багажнике или взрывчаткой). И всё равно никакой ответственности.
Но бесконтрольное использование каршеринга скоро закончится. 12 декабря Комитет Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации на расширенном заседании обсудил тему "О необходимости правового регулирования шеринговых сервисов". Вместе с представителями крупнейших агрегаторов чиновники обсудили не только возраст авто, экологический класс, габариты и статус во время движения, но и проблему парковок. Немедленного решения по этому вопросу нет, однако вполне вероятно, что через год каршеринги заставят жить по новым правилам, которые будут защищать не только клиентов сервиса, но и простых автомобилистов и жителей России.
Сергей Андреев