Главная -> Бокс -> Возвращение «Чёрного Джека». Почему российский Ту-160 назвали самым опасным самолётом в мире

Возвращение «Чёрного Джека». Почему российский Ту-160 назвали самым опасным самолётом в мире

Создать аналог российскому носителю ядерного оружия за рубежом пытаются уже не первый год

Гильотина Лугара

На картинах и фотографиях американский сенатор Ричард Лугар всегда был неунывающим стариком с сияющей, ослепительной и поистине голливудской улыбкой. На деле скончавшийся в возрасте 87 лет бывший сенатор-демократ был автором двух самых серьёзных ударов по российской оборонной промышленности. Один из самых известных — уничтожение "ядерных поездов" БЖРК с баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ "Молодец". В обмен на уничтожение российских поездов, способных стереть в пыль всю до последнего сантиметра территорию Европы, Америка значительно сократила собственные запасы оружия массового поражения.

До Кремля за 6 минут. Что будет, если в Белоруссии появится американская система ПРО

Система глобальной безопасности при таком развитии событий будет практически уничтожена.

Однако до России программа Нанна — Лугара добралась в последнюю очередь. Первоочередной задачей было уничтожение ещё пригодной к боевому применению стратегической авиации. Значительная часть авиационных полков с самолётами-носителями ядерного оружия осталась на Украине. В 1998 году в торжественной обстановке украинские военные под радостные возгласы американских коллег и на американские же деньги приступили к уничтожению уникальных боевых машин — самолётов Ту-160 и Ту-22М3.

Второй пошёл. Зачем Турция купила ещё один полк С-400

Американских партнёров Турции по НАТО эта покупка точно не обрадует

Стоит отметить, что американские сенаторы торопились как можно скорее приступить к уничтожению уникальных машин, пока Россия не предложила Украине выгодные условия для их покупки. 16 ноября 1998 года при личном присутствии американских сенаторов украинские военные распилили первый ракетоносец Ту-160 из состава 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиаполка. По авиационным меркам это была абсолютно новая машина, имевшая всего 400 часов налёта. В 1999 году, через год после начала утилизации практически новых машин, российское правительство договорилось вернуть восемь самолётов Ту-160 в обмен на списание долгов за поставки газа.

Ракетная вечеринка. ВКС могут закупить малозаметный ударный беспилотник "Гром"

Прямых аналогов машины на данный момент не существует

Значительную роль в возврате ракетоносцев сыграл (тогда ещё) премьер-министр Правительства России Владимир Путин. Через несколько дней после подписания соглашения в 1999 году восемь самолётов-носителей ядерного оружия приземлились на авиабазе в Энгельсе и после осмотра и обслуживания вошли в состав 37-й воздушной армии стратегического назначения.

Второго такого нет

Восстановление производства Ту-160 было задачей государственной важности. Однако длительное время производственную цепочку восстановить не удавалось. Инженер-конструктор Борис Ступин, работавший над самолётом Ту-160 в начале 70-х годов, отметил, что восстановление на предыдущем технологическом уровне было фактически невозможно.

Восстановление производства Ту-160 сравнимо с полётом человека в космос, вот так я скажу. Нет сложнее задачи, нет сложнее решений, чем взять и восстановить производство такой боевой единицы. С виду это, конечно, самолёт. По сути своей та же самая ракета. Уникальные технологии — от электронно-лучевой сварки деталей центроплана до автоматизированной системы подачи запчастей в цех окончательной сборки — пришлось переосмысливать на новом технологическом уровне, поскольку задачи для машины хоть и остались прежними, но изменились обстоятельства, в которых машине предстоит работать

Борис Ступин

Инженер-конструктор авиационной техники

Ступин пояснил, что в США возможность возобновить производство удачного и надёжного во всех смыслах бомбардировщика В1В Lancer отсутствует.

Американцы исповедуют другую философию. На моей памяти ещё не было самолётов, производство которых возобновляли бы после каких-то деструктивных событий. В1В в этом смысле самолёт показательный — его уже давно не производят, хотя спрос на него в военно-воздушных силах есть до сих пор

Борис Ступин

Инженер-конструктор авиационной техники

Ступин пояснил также, что сравнивать напрямую американский и российский ракетоносцы нельзя в принципе. По словам авиационного конструктора, В1В по своим возможностям ближе к самолётам оперативно-тактической авиации, в то время как Ту-160 в самой современной версии М2 — это полноценный стратегический носитель ядерного оружия.

Единственный самолёт, который можно примерно сравнивать с Ту-160, это американский B-52. Самолёт возрастной, однако он исправно несёт службу и сейчас переоборудован в носителя крылатых ракет для европейского соединения ВВС США. Малозаметные бомбардировщики В2 тоже часто сравнивают с Ту-160, но это тем не менее совершенно другая категория, сравнивать их нельзя

Борис Ступин

Инженер-конструктор авиационной техники

С момента возобновления производства и воссоздания технологического цикла на казанском авиационном заводе до испытательного полёта первого модернизированного ракетоносца прошёл год. Такие темпы заставляют зарубежных аналитиков нервничать и гадать, какая судьба ждёт Ту-160 через несколько лет.

Достать до Америки

Эксперт Aviation Week & Space Technology Пётр Бутовски не случайно назвал Ту-160М2 самым опасным самолётом в мире. Причин, по которым Black Jack (так в НАТО называют Ту-160) сразу несколько.

  • Во-первых, восстановление производства Ту-160 на Казанском авиационном заводе позволит нарастить парк самолётов этого типа минимум вдвое за следующие пять лет. С 17 строевых самолётов стратегическая авиация может увеличить количество готовых к бою самолётов до 35.
  • Во-вторых, одновременно с расширением производства совершенствуются и средства поражения — крылатые ракеты Х-101/Х-102, которые, по словам источника Лайфа в ОПК, в 2022 году получат улучшенные версии. Новые двигатели, композиты и переработка аэродинамической схемы позволят увеличить дальность пуска с текущих 5 тыс. километров до 6 тыс.
  • В-третьих, одновременно с возобновлением производства начались работы по созданию "аэродромов подскока", размещение на которых позволит ударить по любой точке как Соединённых Штатов Америки, так и Европы, да и любой точке мира вообще. Например, размещение ракетоносцев Ту-160 в Анадыре (недалеко от Аляски) позволяет "закрыть" не только северо-восточные регионы США и всю территорию Канады, но и такие объекты, как база флота ВМС США в Сан-Диего. Размещение Ту-160 в Калининграде или недалеко от Мурманска позволяет "достать" любую базу НАТО на территории Европы.

Нечем крыть

Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32 Свен Джикобсон отмечает, что наращивание российской группировки стратегической авиации всегда считалось в США одним из самых серьёзных технологических вызовов.

Полёты в международном воздушном пространстве и боевое дежурство значительно отличаются от реальной войны. Если случится так, что экипажи Ту-160 получат приказ уничтожить цель, текущих возможностей ПВО США может не хватить. Примерно 10 лет назад через DARPA и командование военно-воздушных сил проходил отчёт, в котором модернизация Ту-160 прямо указывалась как основная, хоть и не вполне очевидная в плане реализации угроза. Как только до американских военных дошли сведения о том, что производство Ту-160 возобновлено, командование ВВС стало заметно раздражаться при любом упоминании русских самолётов

Свен Джикобсон

Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32

Джикобсон отметил, что ставка на малозаметные самолёты-носители ядерного оружия в США сыграла с ВВС злую шутку — перспективные бомбардировщики В21, которые должны прийти на смену "летающим крыльям" предыдущего поколения, запаздывают с появлением.

Подобные проблемы, на мой взгляд, испытывает и Россия. Отличие состоит лишь в том, что у российских военных во время переходного периода может оказаться около 40–50 носителей крылатых ракет, в то время как у США это будут машины предыдущего поколения, характеристики которых российским военным давно известны

Свен Джикобсон

Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32

Эксперт отметил, что политическое и военное руководство России сделало все необходимые выводы и, несмотря на обещания "западных партнёров", продолжает укреплять ядерную триаду, совершенствуя как самолёты, так и ракеты. Это, по словам авиаконструктора, позволит России в случае необходимости обрушить всю мощь ядерной триады на атаковавшего страну противника.

Армия. Главное по теме

  • Возвращение "Чёрного Джека". Почему российский Ту-160 назвали самым опасным самолётом в мире

    сегодня в 21:40

  • Раз, два, три, четыре, пять, "Новичок" нашли опять. Как боевой яд притаился и не убил попутчиков Навального

    02 сентября, 18:51

  • От смартфона до ракеты. Учёные создали "вечную" атомную батарейку

    31 августа, 14:30

Еще

Сергей Андреев

Сергей Андреев





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Это интересно

МВД опровергло слухи о микроавтобусе кинологов возле «Крокуса» во время теракта

Появившиеся в Сети кадры якобы микроавтобуса кинологической службы МВД России на парковке "Крокус сити холла" во время атаки террористов не соответствуют действительности. Об этом заявила официальный представитель ведомства Ирина Волк. Поделиться "МВД опровергло слухи о микроавтобусе кинологов возле «Крокуса» во ...

10 мужиков допустили до ремонта — и вот какую красоту они организовали

Есть такой стереотип, будто бы мужчины не могут по-нормальному обставить дом. Может, доля правды в этом есть, но и среди парней имеются такие таланты... Квартиры получаются просто великолепными. Собрали 10 примеров мужского взгляда на интерьер. Поделиться "10 мужиков допустили до ...